«Пиковая дама» в МАМТ: О любви, об игре, о войне

Фото: Олег Черноус

В Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в начале ноября состоялась премьера оперы «Пиковая дама» — постановки, время действия которой перенесено из пушкинского времени в начало двадцатого века.
Такой ход позволил сделать обстановку еще более нагнетающей, ярче раскрыть вплетенные в музыку смыслы и даже внести новые. Художественный руководитель театра, режиссер-постановщик оперы Александр Титель так поясняет перенесение действия в другую эпоху: «Если исходить из «духа музыки», если вслушаться в лирические высказывания ее героев, эта опера — скорее явление или предчувствие декаданса, Серебряного века: рубежа 19 и 20 веков, вплоть до Первой Мировой войны и двух революций». Вместо праздничных фраков — строгие шинели и винтовки, вместо прогуливающихся вдоль Невы петербургских модниц — сестры милосердия. И вместе с этим — чувство надвигающейся катастрофы.

Более современные герои переживают всю ту же трагедию: Лизу любит красавец князь Елецкий, но девушка любит Германа — завистливого неудачника. Тот тоже влюблен в Лизу, но мечта о быстром обогащении захватывает его сильнее, чем нежные чувства. Ведь для того, чтобы стать богатым, всего лишь нужно раскрыть секрет графини, которая знает тайну трех выигрышных карт — и эта погоня за деньгами постепенно сводит его с ума.

Графиня (Елена Заремба) — совсем не дряхлая старуха, боящаяся скорой смерти. Она светская дама, которая грациозно проплывает по сцене подобно Снежной королеве — ее строгое величие способно пленять сердца своей холодной красотой, а потом превращать их в лед. Тайна, которую она знает, делает ее демонической и даже кажется, что бессмертной — или смертной подобно гоголевской панночке, которая даже из загробного мира способна вернуться, чтобы отомстить. И Герман (Нажмиддин Мавлянов) в поисках наживы не способен углядеть, во что впутывается.

Любовь Лизы (Елена Гусева) и Германа похожа на войну — они с трудом сближаются друг с другом, в их совместных партиях чувствуется напряжение. В итоге струна лопается, девушка кидается в объятья любимого, но в итоге оказывается поверженной его сумасшествием. Но про нее нельзя сказать, что она словно бабочка, опалившая крылья в огне. Нет, главная героиня сильна духом — это слышится и в мощном вокале, видится в том, как она держится после того, как обнаруживает в Германе убийцу графини.

Нельзя обойти стороной прекрасную игру Станислава Ли в роли князя Елецкого — хоть он и не считается главным действующим лицом, его сольные партии заслуживают оваций. Передать чувства преданного влюбленного у него получилось так, что щемит сердце.

Еще одним героем «Пиковой дамы» подобно пушкинскому «Медному всаднику» становится Петербург. Судьбы персонажей неразрывно связаны с ним — местом, которое Александр Титель назвал «городом трагического величия, городом — мифом». Все декорации — полукруглая колоннада и одна стоящая отдельно колонна, но величие города от такого минимализма не утрачивается — конструкция сцены вращается, перенося действия в разные места, кружит героев быстрее в карусели событий, унося у них почву из-под ног — город словно переживает трагедию «Пиковой дамы» вместе с героями, становясь судьей их поступков.

Все эти мотивы о любви, о безумии, о городе и войне сплели единую неразрывную канву тителевской постановки, которая доказала — Германы будут существовать в любую эпоху и всегда найдут, чем оправдать свою алчность.

Опера ставится на сцене МАМТ в третий раз — под счет трех карт, которые искал Герман. А еще в те времена, когда здание театра было усадьбой Салтыковых, здесь жила графиня Дарья Салтыкова, родная сестра княгини Натальи Голицыной — с нее Пушкин написал образ графини. Премьера спектакля состоялась шестого ноября — в день памяти Петра Ильича Чайковского — таков мистический расклад премьерной постановки. Надеемся, что «третья карта» для оперы будет удачной и она обретет долгую жизнь на сцене театра.

Поделиться:

Читайте также: