«Поздняя любовь» в «Современнике»: Островский в космосе

спектакль поздняя любовь, современник, островский, егор перегудов, мария трегубова

Спектакль «Поздняя любовь». Фото: Сергей Петров

В театре «Современник» состоялась первая премьера сезона. Седьмого октября зрителям представили спектакль «Поздняя любовь» по пьесе А. Н. Островского. Режиссер Егор Перегудов решил остановить время и перенести действие из захолустья в неопределенное космическое пространство.

Первое, что видит зритель, глядя на сцену — белое полотно от кулисы до кулисы, посередине которого — черный прямоугольник. Во время действия он будет отъезжать в сторону, открывая маленькую комнату, где встречаются герои «Поздней любви». Прямоугольное пространство помещения очень ограничено — всего два на три метра, и в этих замкнутых рамках персонажи пытаются наладить свою личную жизнь и финансовое благополучие, причем каждый по-своему.

«У нас получился Островский в космосе, потому что эта комната вне времени, — говорит режиссер Егор Перегудов. — Островский пишет, что «Поздняя любовь» — это сцены из жизни захолустья. Есть пространственное захолустье, а мы решили представить, что такое захолустье временное — когда время остановилось или его вовсе нет».

Отказ от временной привязки и стилизации под эпоху Островского делает эту историю очень современной. Драматург написал «Позднюю любовь» почти полтора века назад, а проблемы, затронутые в произведении, остались и по сей день. Кто-то из героев пытается всеми правдами и неправдами обогатиться, кто-то — наоборот просадить деньги в азартных играх, а кто-то отчаянно хочет любить.

спектакль поздняя любовь, современник, островский, егор перегудов, мария трегубова

Сцена из спектакля «Поздняя любовь». Фото: Александр Иванишин

Все персонажи очень разные, каждый  по-своему интересен. Людмила в исполнении Алены Бабенко — крайне тонкая натура, хрупкая и беззащитная — кажется, любая жизненная неудача ее сломит, но ради любимого она готова на все. Объект ее мечтаний — Николай Андреевич Шаблов (Дмитрий Гирев) — полная противоположность Людмилы — вначале постановки кажется, что он мать родную готов сдать в ломбард, лишь бы были деньги на картишки. Особенно современной и коварно-очаровательной получилась у Елены Плаксиной Варвара Харитоновна Лебедкина — вдова, которая пытается выкрасть документ, по которому ей необходимо уплатить огромные деньги.

Замкнутое пространство работает как на раскрытие сюжета, так и на раскрытие самих персонажей. Художник спектакля Мария Трегубова пояснила, что ход со сжатием пространства — эта как символ относительности всего в этом мире — маленькое может оказаться большим, большое — маленьким. Например, пистолет размером с комнату или многометровая шуба Лебедкиной, которая словно живет отдельной жизнью. Меняются герои — расширяется пространство вокруг них. В момент развязки сюжета сцена поменяется до неузнаваемости.

Современное прочтение нестареющей классики с большим уважением к авторскому тексту в наше время редкость. Егору Перегудову удалось рассказать пьесу Островского так, что в ней не потерялась авторская задумка, и при этом найти интересное современное воплощение, которое точно полюбится зрителям.

 

Приобрести билеты на спектакль можно у нашего партнера Parter.ru здесь.

Поделиться:

Читайте также: